При попадании в ДТП потерпевший может рассчитывать на ремонт своего автомобиля за счет страховщика, если виновника застраховал свою ответственность. Для получения компенсации владелец авто должен предоставить страховой организации документы, подтверждающие вину другого автомобилиста в ДТП. После этого СК проведет оценку ущерба и перечислит средства на восстановление, либо сама займется восстановлением автотранспорта. Однако тут возникает вопрос: какие комплектующие может использовать страховщик при проведении ремонта по ОСАГО? Разрешается ли отремонтировать машину аналогами и подержанными автозапчастями, либо же пострадавшему установят только новые оригиналы? Рассмотрим, что об этом говорит закон.
Как происходит восстановление авто по ОСАГО
После попадания в аварию для получения компенсации пострадавший направляет в заявление о страховом случае. Если у самого потерпевшего был полис, то ему нужно идти к своему страховщику. Если же он вопреки требованию проигнорировал необходимость его приобретения, то заявление об убытках подается в СК виновника. Имейте в виду, что виновный водитель также обязан сообщить о случившемся в свою организацию. С заявлением подается пакет документов:
- Извещение о ДТП, составлением которого занимаются сотрудники госавтоинспекции. Если водители сами оформили аварию, необходимо предоставить страховщику европротокол.
- Полис ОСАГО (оригинал).
- Паспорт потерпевшего лица (копия).
- Водительское удостоверение пострадавшего (копия).
- СТС или ПТС.
Имейте в виду, что страховщик также может выплатить возмещение деньгами. В таком случае вам потребуется передать реквизиты для перевода средств.
После решения вопроса с бумагами потерпевшему необходимо предоставить транспортное средство для осмотра. Эксперты проведут экспертизу и рассчитают размер ущерба, который необходимо возместить. У компании есть 20 дней с момента передачи всех бумаг на то, чтобы отправить транспорт в сервисный центр для проведения восстановительных работ. Еще 30 суток отводится, чтобы его отремонтировать. Рассмотрим условия ремонта по ОСАГО:
- Компания направляет транспортное средство в один из сервисных центров, с которыми заключено сотрудничество. Он должен находиться на расстоянии не больше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Если расстояние до ближайшего СЦ превышает указанное значение, то транспортировкой ТС в сервисный центр занимается сам страховщик за свой счет.
- На ремонт автотранспорта отводится 30 суток. Если в течение этого срока машину не передают потерпевшему обратному, страховая организация обязана выплатить неустойку в размере 0,5% за каждый просроченный день. Размер неустойки не может превышать размер страховой выплаты. Для ее получения необходимо обращаться к страховщику отдельно.
- Если пострадавшему автомобилю менее двух лет, то его должны отремонтировать у официального дилера.
- Использование б/у деталей возможно только при получении согласия потерпевшего.
Более детально о том, какие комплектующие будет ставить организация, мы расскажем далее.
Могут ли по страховке чинить транспорт подержанными комплектующими?
При проведении ремонта автомобиля по ОСАГО используются только новые комплектующие, которые соответствуют высокому уровня качества. Применение б/у запчастей для восстановления ТС по ОСАГО запрещено, так как невозможно быть уверенным наверняка, что они не приведут к повышению риска ДТП. Подержанные компоненты могут иметь скрытые дефекты или быть неисправными, в результате чего может пострадать как сам водитель, так и другие участники движения.
Однако, здесь есть важный нюанс – страховщик может договориться с потерпевшим на использование подержанных комплектующих для ремонта его транспортного средства. Потерпевший может как согласиться с этим, так и отказаться. Для этого потребуется поставить соответствующую подпись, когда вы будете урегулировать убытки со страховщиком. Имейте в виду, что некоторые недобросовестные организации могут мелким шрифтом указать пункт о вашем согласии. В связи с этим всегда внимательно читайте документ, который страховщик дает на подписание. Если вы видите подобный пункт, но не хотите получать возмещение таким образом, обязательно укажите отказ от б/у компонентов. Иногда страховщики также ставят аналогичные пункты о согласии клиента доплатить за ремонтные работы.
Используются ли неоригинальные запчасти для ремонта ТС?
Совсем иначе дела обстоят с использованием аналогов оригинальных запчастей. Это новые комплектующие, но произведенные не самим автопроизводителем, а сторонним предприятием. Чаще всего это автозапчасти приемлемого качества, но они дешевле оригинальных. Никакого запрета на их использование в законе нет. Страховщик лишь обязуется вернуть авто к его состоянию до получения повреждений в аварии.
Однако есть исключение, при котором организация не имеет права ремонтировать ТС неоригинальными автозапчастями. Оно касается транспортных средств, которые эксплуатируются менее двух лет. Как мы упоминали выше, такие машины чинят у официальных дилеров. А они, в свою очередь, восстанавливают автомобили с использованием новых оригиналов комплектующих от производителя машины.
Необходимо отметить, что в справочниках запчастей РСА, используемых страховщиками для расчета стоимости ущерба, с 2022 года также учитываются цены на неоригинальные комплектующие. В связи с этим по Единой методике расчете размер выплаты нередко оказывается недостаточным.
При определенных условиях страховщика можно вынудить ремонтировать машину только компонентами, произведенными самим автопроизводителем. Однако это возможно только тогда, когда был выявлен некачественный результат восстановительных работ по ОСАГО из-за использования аналогов. Желательно также получить подтверждение от независимого эксперта. Наличие своих претензий необходимо указать, когда потребуется забирать авто из сервисного центра. Откажитесь принимать его в таком виде и обязательно отметьте найденные недостатки.
Начнут ли применять б/у детали для восстановления авто в 2024 году?
Российские страховщики уже долгое время добиваются возможности ремонтировать транспорт по ОСАГО бывшими в употреблении автозапчастями. Предоставляющие покрытие организации часто не могут найти комплектующие для починки авто из-за возникшего дефицита. Однако Центробанк выступает против установки таких компонентов.
Стоит отметить, что сейчас страховщики и ЦБ активно обсуждают инициативу по созданию промышленного сектора для восстановления бывших в употреблении запчастей. В этом случае б/у детали будут проверять на специальных предприятиях и при необходимости обновлять их до состояния новых. Потребность в восстановлении «железа» возникла после ухода из страны многих иностранных автопроизводителей. Они полностью прекратили сотрудничество с Россией, что негативно сказалось на поставках новых транспортных средств и запасных частей для них. Всё это привело к нехватке компонентов, из-за чего СК и обычные граждане РФ испытывают трудности с ремонтом. Частично проблему решили благодаря поиску новых каналов поставок. Сейчас же многие эксперты считают, что восстановление комплектующих дополнительно поможет исправить возникшую ситуацию.