ОСАГО защищает россиян от финансовых убытков, если те случайно повредят чужой автомобиль во время езды. Так как «автогражданка» – обязательный вид страхования, его регулированием занимается государство. В том числе они контролируют и ценообразование. Сейчас гражданам РФ в среднем приходится платить за документ около 8 тыс. рублей. Далее мы объясним почему растут цены на страховку, расскажем, насколько подорожала страховка ОСАГО в 2024 году, а также может ли она подешеветь.
Как формируется премия по ОСАГО
Страховая премия по обязательной «автогражданке» для всех водителей будет уникальной. Она формируется с учетом параметров каждого автомобилиста. На нее влияет опыт вождения каждого шофера, его история аварийности, а также мощность двигателя ТС. Не последнюю роль играет и регион использования транспорта. Суммарно в ценообразовании участвует 7 следующих коэффициентов:
- ТБ – базовый тариф, который каждый страховщик ОСАГО устанавливает на свое усмотрение в рамках определенных границ. Их регулированием занимается ЦБ РФ;
- КВС – меняется в зависимости от возраста и стажа автомобилиста. Принято считать, что молодые водители чаще учиняют ДТП. То же касается и менее опытных автомобилистов;
- КС – меняется в зависимости от периода, в течение которого шофер планирует пользоваться авто на протяжении действия договора. Если транспорт будет вам не нужен длительное время, вы сможете сэкономить за счет указания КС. К примеру, мототранспорт в холодное время года всегда стоит в гараже;
- КМ – мощность авто, которая измеряется в лошадиных силах. Мощные машины имеют больший потенциал причинить ущерб другому транспорту;
- КО – подключается, если владелец ТС разрешил пользоваться машиной другим шоферам. Не применяется, если все шоферы вписаны в страховку отдельно;
- КТ – зависит от региона регистрации собственника. Меняется в зависимости от ситуации на дорогах в регионе. Если в какой-либо отдельной области низкая культура вождения и периодически происходят столкновения, всем автомобилистам региона придется доплачивать за ОСАГО. Для крупных городов могут быть установлены уникальные значения;
- КБМ – отражает историю аварийности каждого шофера. Если его признают инициатором ДТП, коэффициент вырастет, и полис существенно подорожает. В случае осторожного и аккуратного вождения водителя наградят скидкой на следующий полис.
Значения перечисленных параметров перемножаются, благодаря чему формируется итоговая страховая премия. Молодость и неопытность водителя, а также учиненные ранее ДТП – причины, по которым «автогражданка» становится очень дорогой.
При неаккуратной езде вырастет значение КБМ. Попадете в ДТП один раз за год и автострахование слегка подорожает. Нанесете ущерб другому транспорту опять – ценник возрастет еще больше. В то же время при осторожном вождении в течение года КБМ снизится на несколько процентов. Кроме того, периодически у всех шоферов будет меняться КВС, что тоже сделает автостраховку более дешевой. А при смене ТС на другое с более высокой мощностью – СК подымут КМ и премия возрастет.Чтобы узнать сколько будет стоить ОСАГО, вы можете воспользоваться нашим сервисом. Обо всех коэффициентах, и почему выгодно получить права как можно раньше, мы рассказывали в отдельной статье. А из нашего материала о КБМ вы можете узнать о том, насколько подорожает «автогражданка» после аварии.
От чего зависит тариф ОСАГО
Базовый тариф – ключевой показатель в ОСАГО. Страховые компании используют его как основной при формировании цены. Кроме того, это единственный параметр, который страховщики могут устанавливать самостоятельно. Остальные коэффициенты полностью зависят от самого шофера. Тем не менее, ТБ ограничен определенными границами, которые устанавливает Центробанк. В последний раз они меняли эти значения осенью 2022 года. На текущий момент страховым компаниям разрешается указывать ТБ в следующих диапазонах:
- для физлиц – от 1646 до 7535 рублей;
- для юрлиц – от 852 до 5722 рублей;
- для такси – от 1490 до 15756 рублей.
ТБ можно считать инструментом конкуренции между страховщиками ОСАГО. Каждая организация старается предоставить наиболее выгодное предложение опытным и осторожным клиентам. Страховщикам это выгодно, потому что такой шофер вероятнее всего не принесет убытки самой компании. В то же время водителям, которые ранее въезжали в другие авто на дороге, стоит готовиться к высокому ценнику. Поднимая ТБ, они «отсеивают» нежелательных клиентов. В результате аварийные водители покупают гораздо более дорогие страховки.
Изменилась ли базовая ставка в 2024 году
Позапрошлый год оказался довольно тяжелым для автомобильного рынка России. Из-за сложной международной ситуации многие автопроизводители покинули РФ и прекратили поставлять новые машины и запчасти в страну. Дефицит деталей привел к тому, что стоимость ремонта сильно выросла. Это отразилось и на автостраховании. Баланс между сборами и выплатами в ОСАГО нарушился. Чтобы не терять средства, страховщики начали стремительно повышать страховые тарифы. Уже весной 2022 года многие компании стали продавать страховки по максимальной ставке, и все равно говорили, что ее требуется подымать. В результате этого доступность «автогражданки» значительно сократилась. Одни водители заметили существенный рост премии после предыдущего страхового периода, а другим клиентам и вовсе стали отказывать в продаже с помощью различных уловок. Например, в интернете многие сталкивались с ошибкой на серверах компании.
Чтобы исправить возникшую проблему, 13 сентября 2022 года ЦБ расширил тарифный коридор на 26 процентов в обе стороны. Вот сравнение до и после их изменения для машин физлиц:
- тарифы до изменения 13.09.2022 – от 2224 до 5980 рублей;
- после этого – от 1646 до 7535 рублей.
Хоть россиян и уверяют, что после изменения границ ТБ страховые компании смогут предлагать более выгодные условия для аккуратных автомобилистов, спешим вас разочаровать. Здесь все не так просто. Да, безусловно, такая возможность у страховщиков имеется. Однако в нынешних условиях расширение тарифного коридора преимущественно привело к сильному подорожанию страхового полиса для большинства водителей. И практически любое такое расширение приводит к тому, что многие владельцы автомобилей сталкиваются с увеличением стоимости ОСАГО по сравнению с прошлым периодом страхования. Удорожание вызвано необходимостью соблюдать баланс между сборами и выплатами.
Поменяется ли стоимость ОСАГО в будущем: повысят ли ее в 2024 году и насколько существенно
Пока что о дополнительных изменениях в ТБ не сообщалось – поднимать ценники на страховку не имеет смысла. На текущий момент существующий диапазон считается достаточным, поэтому пока увеличивать или уменьшать его не планируется. Это же касается и остальных множителей – пока что СК будут использовать прежние таблицы коэффициентов.
Ситуация может стать хуже, если в России вновь исчезнет доступ к комплектующим. В таком случае страховщикам вновь придется увеличивать ТБ и роста ценников на автостраховки опять будет не избежать. В таком случае многие столкнутся с удорожанием покрытия.
Однако сейчас мы можем наблюдать обратную ситуацию – некоторые комплектующие стали завозить путем параллельного импорта. Также вскоре могут разрешить починку авто подержанными запчастями. Все это улучшит ситуацию с ремонтом, поэтому в будущем полис может даже подешеветь. Напомним, ранее при расчете суммы возмещения страховщики стали учитывать детали от сторонних производителей, если оригиналы отсутствуют в России.